Видеокартам покажут зеленый коридор
25.12.2017
В ЕАЭС упрощается ввоз электроники в личных целях
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разрешила в личных целях ввозить на территорию ЕАЭС электронику с функцией шифрования без дополнительных согласований. До сих пор в таких случаях на таможне могли потребовать разрешение от ФСБ. Речь может идти, например, о несертифицированных в России гаджетах из Китая и США, а в зависимости от трактовки и о видеокартах для майнинга криптовалют.
ЕЭК опубликовала решение коллегии о перечне шифровальных (криптографических) средств, ввоз которых на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) физическими лицами для личного пользования будет осуществляться без представления на таможне разрешительного документа и сведений о нотификации. Решение вступит в силу в январе 2018 года.
В перечень, в частности, вошли общедоступный софт (операционные системы, браузеры, текстовые и графические редакторы, программы подготовки презентаций, СУБД, бухгалтерские и антивирусные программы, игры, платежные системы интернет-банкинга и т. д.), средства электронной цифровой подписи, компьютеры без программного обеспечения (ПО), с ПО из этого перечня или с ПО, в котором функция шифрования является вспомогательной.
Участники рынка позитивно оценивают такую либерализацию ввоза электроники. «Раньше почти каждое частное лицо, ввозящее какое-то из этих устройств, могло оказаться нарушителем закона, если производитель такое устройство не зарегистрировал. Например, если модель выпускается не для российского рынка»,— поясняет представитель ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. «Было много спорных требований со стороны таможни с просьбой предоставить документ от ФСБ. И физическим лицам для ввоза товаров, содержащих шифрование, приходилось оформлять заключение для собственных нужд. Теперь будет проще»,— подтверждает исполнительный директор консалтинговой группы ЮКО Станислав Кузнецов.
Помимо прочей электроники важным товаром для российских покупателей в 2017 году стали видеокарты для майнинга криптовалют, добавляет господин Кузнецов. Но упростит ли документ их ввоз, будет зависеть от его трактовки. «В перечне они напрямую не указаны, однако их можно трактовать как модули и части компьютеров. Время покажет, насколько это рабочий вариант для ввоза видеокарт физическими лицами»,— поясняет эксперт.
Нотификация — одна из мер нетарифного регулирования, отмечает партнер логистической компании Streloy Владислав Жиляев. Сейчас, чтобы оформить нотификацию ФСБ для ввоза продукции на территорию Таможенного союза, необходимо собрать большой комплект документов, а главное, заявителем должен быть либо производитель, либо лицо по доверенности, уточняет он. Как правило, при полном комплекте документов процесс оформления занимает до двух недель и стоит 10–25 тыс. руб. в зависимости от фирмы-посредника, говорит господин Жиляев.
При этом вплоть до 2017 года Федеральная таможенная служба практически не применяла к гражданам никаких реальных «репрессивных мер», уточняет Владислав Жиляев. Но по мере роста объема почтовых отправлений из Китая граждане начали сталкиваться с проблемами. Сейчас государство, по сути, уточняет перечень разрешенных товаров, чтобы граждане проявляли признаки должной осмотрительности, добавляет господин Жиляев, поэтому «не сказал бы, что это действительно либерализация».