Россия и Грузия прочерчивают коридоры
20.11.2017
Препятствия на пути к открытию транспортных маршрутов могут быть сняты до конца ноября
В Тбилиси рассчитывают на то, что Грузия, Россия и швейцарская компания SGS до конца ноября подпишут соглашение, которое откроет путь к реализации договоренностей 2011 года о создании транспортных коридоров. Об этом по итогам встречи с заместителем главы МИД РФ Григорием Карасиным рассказал “Ъ” спецпредставитель грузинского премьера Зураб Абашидзе. Исполнение соглашения позволит двум странам развивать торгово-экономические отношения через территорию Абхазии и Южной Осетии, не затрагивая при этом проблему статуса бывших грузинских автономий. Главным препятствием по-прежнему остается непоколебимая позиция Тбилиси по вопросу прямого или косвенного участия Абхазии и Южной Осетии в реализации договоренностей.
О результатах нового раунда переговоров в Праге “Ъ” рассказал спецпредставитель грузинского премьер-министра Зураб Абашидзе. «Мы договорились, что в конце ноября в Швейцарии состоится встреча представителей Грузии, России и Швейцарии, на которой будут обсуждаться детали, связанные с реализацией соглашения 2011 года»,— сообщил господин Абашидзе. При этом он выразил надежду на то, что «уже в ходе ноябрьской встречи стороны подпишут контракты со швейцарской компанией SGS», предоставляющей услуги в сфере инспекций и сертификации.
Напомним, договор 2011 года был оформлен в результате сложных переговоров по вступлению РФ в ВТО: после встречи с президентом США Бараком Обамой президент Грузии Михаил Саакашвили снял вето на вступление РФ в организацию, но лишь с тем условием, что через территории Абхазии и Южной Осетии пройдут торговые коридоры из России в Грузию, а стороны пригласят международных посредников, которые будут контролировать поток грузов и маркировать их.
Еще в феврале Зураб Абашидзе и Григорий Карасин договорились, что SGS будет осуществлять таможенные процедуры и наблюдать за передвижением товаров из России в Грузию и обратно в обоих концах трех торговых коридоров. Один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, заканчивается в западногрузинском городе Зугдиди. Второй коридор стартует около североосетинского села Нар и, проходя через Южную Осетию, заканчивается в Гори. Третий расположен у КПП Казбеги—Верхний Ларс.
Два из трех коридоров проходят через территории бывших грузинских автономий — Абхазии и Южной Осетии. В этом, судя по всему, и состоит главная причина того, что Москва и Тбилиси до сих пор не смогли подписать контракты с компанией-посредником о начале работ.
Отвечая на вопрос “Ъ”, почему десяти месяцев — с февраля по ноябрь — не хватило для оформления окончательных договоренностей, Зураб Абашидзе сказал: есть «некоторые нюансы», которые до сих пор не удалось согласовать.
Собеседник “Ъ” не стал раскрывать суть упомянутых им «деталей», но возложил ответственность за промедление исключительно на Москву: «Могу лишь сказать, что Грузия была полностью готова к оформлению (контрактов со швейцарской фирмой.— “Ъ”), но этого не удалось добиться». Впрочем, Григорий Карасин еще в феврале заявлял “Ъ”, что и Россия готова к подписанию договора.
Эксперт грузинского информационно-аналитического агентства GHN Давид Авалишвили рассказал “Ъ” версию Тбилиси: по его мнению, начиная с февраля «Москва пытается заставить грузинскую сторону согласиться с формулировками окончательного текста, которые позволят Сухуми и Цхинвали интерпретировать соглашение в свою пользу», в частности преподнести открытие коридоров как «согласие Грузии с таможенным контролем на границе с бывшими автономиями, то есть фактическое признание их независимости». Российская сторона официально эту информацию не комментировала.
Основополагающий документ 2011 года действительно предусматривает размещение швейцарских наблюдателей не только в Сочи и селе Нар, то есть на границах Абхазии и Южной Осетии с РФ, но также в грузинских Зугдиди и Гори. Однако в том документе нет географических названий, а пункты дислокации наблюдателей обозначены координатами по их широте и долготе (чтобы сохранить нейтральный подход к статусу Абхазии и Южной Осетии).
Такой «анонимный» подход не устраивает руководство Абхазии и Южной Осетии. Им также не нравится, что грузы из РФ в Грузию и обратно будут маркироваться швейцарцами у въездов в коридоры, а затем контролироваться с помощью GPS-технологий без участия соответствующих служб частично признанных республик.
Кроме того, Сухум обращает внимание на перспективу восстановления сквозного железнодорожного движения из России в Грузию и Армению через абхазскую территорию. Еще в 2012 году тогдашний министр Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили заявил: соглашение 2011 года «О торговых коридорах» позволяет решить все «таможенные трудности» при оформлении товаров, перевозимых по железной дороге.
Между тем возобновление железнодорожного движения до сих пор воспринимается в Абхазии как угроза возвращения грузинских беженцев и восстановления нежелательных связей с Грузией, до сих пор не признавшей ее независимость.
В заявлении МИД РФ по итогам последней «Пражской встречи» было сказано о «необходимости скорейшего начала практической реализации двустороннего Соглашения 2011 года о таможенном администрировании и мониторинге торговли, что имело бы большое положительное значение для региональных связей». При этом в дипломатическом ведомстве перечислили успехи, достигнутые Грузией в плане экспорта своей продукции на российский рынок: несмотря на отсутствие дипломатических отношений, за последние два года РФ вышла на первое место среди торговых партнеров Тбилиси по объему импорта грузинской продукции. Например, РФ импортирует половину всей винной продукции, поставляемой Грузией на экспорт. Кроме того, как отметили в МИД РФ, «значительно увеличились объемы транспортного сообщения между двумя странами», а российско-грузинские гуманитарные контакты «активно развиваются». Следующая встреча в формате Карасин—Абашидзе, как рассказали в МИД РФ, запланирована на февраль будущего года.