Бизнес: Работать лучше с той таможней, с которой есть «договоренности»

28.09.2017

В каждой таможне своя специфика, свой подход и свои «понятия», и это отражается на решении многих вопросов, связанных с таможенным оформлением грузов. На конференции «ТрансЛогистика Санкт-Петербург», которая прошла в Санкт-Петербурге 27-28 сентября, представители таможенных брокеров и логистических компаний обсудили, почему важно уметь вести диалог с таможней, а не рисковать, везя товары «наобум» без предварительной консультации с таможенниками.

Теория диалога

– Важно вести предварительный диалог. Многое основано именно на доверии. У нас много что в стране строится на личных отношениях, к сожалению. Везде своя «кухня. Надо пробовать работать с разными таможнями, – высказал свое мнение один из спикеров.

Однако не во всех таможенных органах можно такой диалог выстроить. Так, например, профессиональные игроки рынка таможенных услуг отметили крайнюю негибкость Балтийской таможни, особенно в сравнении с таможнями московского региона. Компании объясняют это высоким уровнем конкуренции как СВХ, так и таможенных постов в московском регионе, где одна Московская областная таможня включает более 70 постов. Следовательно, и таможни, и склады борются за клиента, за таможенные платежи. По свидетельствам участников ВЭД, порой стоит только намекнуть таможенному посту, что они уходят оформляться на другой пост, где согласны с позицией импортера, так сразу вопросы решаются в их пользу. У Балтийской же таможни, как и у ряда других пограничных таможен, конкуренции фактически нет.

Порой таможни прибегают и к шантажу, навязывая участнику ВЭД корректировку таможенной стоимости, в случае несогласия угрожают назначить стопроцентный досмотр ввозимой товарной партии. Импортеры и таможенные представители зачастую не понимают, по каким причинам и основаниям таможенники корректируют таможенную стоимость. Вместе с тем, знать причину, по которой таможня корректирует стоимость, разумеется, надо. Среди причин специалисты называют такие, как действующие профили рисков таможен, принятые ФТС контрольные показатели эффективности деятельности подчиненных таможенных органов (КПЭД), индикаторы таможенной стоимости (ИТС).

– Если какой-либо профиль риска по таможенной стоимости включен в текущем квартале в КПЭД, то ввести товар по более низкой стоимости будет невозможно. Исключения – такие крупные компании, как «Икея» или «Ашан». Для остальных это – негласный закон. Даже на круглых столах с ФТС задаем прямые вопросы, но они говорят, что никогда не слышали о том, что КПЭД влияет на КТС. Хотя в кулуарах, естественно, это признают, – отметил Джамал Давиташвили, руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G.Trans.

Механизмы взаимодействия есть

Отметили спикеры и изменения в судебной практике. Если раньше участники ВЭД выигрывали около 90 % дел по таможенной стоимости, то сейчас, как утверждают практики, у судов есть «квоты», которые обязывают судей отдать на выигрыш таможне порядка 20% дел и лишь остальное – бизнесу. Участники конференции привели примеры, когда один и тот же судья по аналогичным делам принимал кардинально иные решения, основываясь именно на необходимости «поощрять» таможню. Все это заставляет участников ВЭД подстраиваться под современные реалии, порой, к сожалению, неправовые.

Тем не менее, отмечают профессионалы, не все так плохо во взаимоотношениях с таможней по вопросам принятия таможенной стоимости.

– Ниже риска таможенные органы стоимость все-таки принимают. Не надо бояться, не надо идти на поводу у таможни, пытаться поменять стоимость. Надо доказывать. Механизмы есть, практика принятия стоимости импортера тоже есть. Все зависит от того, как подготовиться и какие документы собрать. Рекомендую не махать сразу шашкой, а анализировать решение о корректировке, потому что действительно порой документы бывают «не такие». Надо понимать, что в этом случае отстоять стоимость не получится. Нужно сделать выводы и скорректировать свою работу с грузами, с контрагентами, устранить недостатки. Потому что действительно может быть пробел именно у вас, который выявила таможня, – поделился опытом и рекомендациями Евгений Калачов, руководитель таможенного отдела компании Agility.

Юристы рекомендуют тщательно готовить документы для таможенной очистки, просчитывать и анализировать цену, стараться узнать, есть ли риск по номенклатуре товаров в таможенном органе оформления, выстраивать соответствующим образом отношения с поставщиками, логистическими компаниями, контрагентами, перевозчиками, чтобы схемы работы были прозрачны и понятны таможне.

Однако главный вывод, к которому пришли представители крупных компаний, оказывающих таможенные услуги, заключается в том, что «надо работать там, где есть договоренности».

ПРОВЭД.РФ