Обновленная дорожная карта для таможни: кому, зачем?
27.09.2017
Правительство России утвердило внесение изменений в дорожную карту «Совершенствование таможенного администрирования» 15 сентября. Бизнес разошелся в оценках данного предприятия, хотя в целом и отмечает сдвиг в отношении Федеральной таможенной службы к бизнесу. Но зачем фиксировать каждый лилипутский шажок в дорожной карте – не совсем понятно, ведь у таможни есть куда более надежные и оперативные инструменты для корректировки ситуации.
Дорожная карта пополнилась такими пунктами, как исключение необходимости получения дополнительных отметок в таможенном органе лицами, уполномоченными в отношении перемещаемых товаров, сокращение сроков оформления, минимизация издержек бизнеса за счет представления документов на бумажном носителе в ближайший уполномоченный на принятие таких документов орган, оснащение необходимым оборудованием автомобильных пунктов пропуска, создание нормативно-правовой базы для оптимизации использования ресурсов государственных контрольных органов, автоматизация процесса принятия решений, внедрение системы выборочного контроля, основанного на анализе информации и выявлении рисков нарушения законодательства, и прочими довольно рутинными и повседневными занятиями Федеральной таможенной службы. Тем не менее, опрошенные нами эксперты положительно оценили вектор, заданный главой ФТС Владимиром Булавиным.
«Максимальный переход на электронный документооборот, безусловно, уменьшает временной промежуток в получении и обработке документов. К сожалению, данная система не всегда функционирует в бесперебойном режиме, в связи с чем периодически возникают задержки в работе с электронными архивами и электронным обменом. Введение электронных документов значительно облегчит и сократит процесс осуществления фитосанитарного контроля и ветконтроля. И очень радует возможность начала операций на предварительном этапе. Возможность использования единого досмотра/осмотра также облегчит и ускорит процесс таможенного оформления. А неначисление пени участнику ВЭД при наличии денежных средств на своих лицевых счетах позволяет ему избежать дополнительных расходов», − комментирует часть новоявленных пунктов дорожной карты Елена Парамонова, руководитель департамента по таможенному оформлению FM Logistic.
«Дорожная карта хорошая. Мероприятия прописаны правильные, сроки невероятные – слишком близкие. В целом по итогам исполнения мероприятий предыдущих редакций дорожной карты для перевозчиков в морских пунктах пропуска, к сожалению, не изменилось ничего. Вероятно, это было связано с упертой позицией ФТС при прежнем руководстве. Теперь со сменой руководителя появилась надежда на грядущие изменения», − говорит Владимир Коростелев, член рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» и директор проекта Single Window.
Марина Лякишева, советник генерального директора по таможенным вопросам Nawinia, отнеслась к изменению дорожной карты настороженно:
«Не очень понятно, зачем такие мелкомасштабные задачи вносятся в дорожную карту. Если Федеральная таможенная служба согласна с этими мероприятиями и готова их осуществить в указанные сроки, разве она не может сделать этого и так, без дорожных карт? Это ведь легко реализовать при помощи нормативно-правовых актов, тем более, что в последнее время ФТС активно и конструктивно взаимодействует с бизнес-сообществом. Неужели есть необходимость каждый шаг к улучшению фиксировать в дорожной карте? У ФТС есть Комплексная программа развития до 2020 года, можно было туда распределить эти мероприятия по разделам. А мы бы с удовольствием в своих компаниях наблюдали, как растет бизнес и наш рейтинг в Doing Business»
Довольно положительную оценку действиям Федеральной таможенной службы в свете изменения дорожной карты дал Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы АСИ по данной дорожной карте. При этом он напомнил, что далеко не все мероприятия, предусмотренные предыдущими вариантами дорожной карты, исполнены.
«Полагаю, что любую возможность в чем-то улучшить таможенное администрирование следует использовать. Другое дело, что с учетом срока действия дорожной карты до конца 2018 года потенциал новых пунктов представляется достаточно ограниченным. А делать из дорожной карты некий вечный обязательный план федеральных органов исполнительной власти, думаю, не стоит.
Меня больше тревожит, что делать со старыми пунктами дорожной карты, которые до сих пор не исполнены и не факт, что они будут исполнены за оставшиеся 15 месяцев, − говорит Виталий Сурвилло. − А они охватывают весьма важные болевые вопросы – обработки грузов в морских портах, «единого окна», расчета и оплаты после выпуска, удаленного выпуска, адекватности КоАП, оснащения МПП и так далее. По-видимому, следует разработать некий формат с использованием доказавшего свою незаменимость АСИ, регулярного донесения до власти наиболее тревожных озабоченностей бизнеса и воздействия на ФОИВ в направлении снятия этих озабоченностей.
Изменения в таможенном администрировании за время существования дорожной карты впечатляющие. Хотя многое из достижений легко забывается, а частично омрачается негативным правоприменением. Вспомним РОСТЭК, преобразование института уполномоченных экономических операторов, категорирование участников ВЭД, «Личный кабинет», централизацию платежей, электронный документооборот и многое другое. Я уж не говорю о полностью изменившейся атмосфере в самом диалоге – бизнес-таможня.
Но сфер для дальнейшей работы по упрощению и ускорению таможенного администрирования вполне хватает. Сюда относятся автоматизация механизмов анализа и принятия решений, «единое окно», установление сквозного контроля над наиболее «рискованными» товарами и решение таким образом проблемы корректировки таможенной стоимости, перенос проверки большей части нетарифных ограничений на этап после выпуска, исключения произвольности в работе СУР и так далее».