Плюс «дозвола»: чем завершился новый кризис грузоперевозок с Польшей
22.09.2017
После очередных «кровавых» переговоров с польской стороной о разрешениях на грузоперевозки началась временная передышка. Временная потому, что этих разрешений, «дозволов», выдано немного и впереди нас явно ждет новый кризис. Но калининградские транспортные компании неожиданно увидели во всем этом хорошее. Что именно и на чем пока сердце успокоилось — в материале «Нового Калининграда».
Кризис так называемых «дозволов» (жаргон перевозчиков от польского слова Zezwolenie) — явление систематическое, но случается оно обычно в начале года, когда эти разрешения заканчиваются. Так было, к примеру, в 2011 году, когда Минтранс РФ и Минтранс Польши не смогли договориться, несмотря на то, что пытались это сделать в течение четырех месяцев, и поляки фактически закрыли въезд российским грузоперевозчикам. Хотя калининградцы и могли в начале 2011 года ездить по документам, которые были выданы в
Подобная ситуация характерна не только для
Поляки тогда, кстати, вместо запрашиваемых 190 тыс разрешений получили лишь 150 тыс, и перевозчики из соседней страны могли совершить только 24 тыс поездок вместо желаемых 66,5 тыс. Российская сторона получила столько же, сколько за год до того — 147,5 тыс разрешений на двусторонние перевозки и 2,5 тыс разрешений на ввоз/вывоз груза из третьих стран. Дело в том, что соседняя страна крайне заинтересована в расширении прав на перевозку грузов из третьих стран и бьется за это десяток лет.
Поэтому все повторилось в 2016 году, и грузоперевозки опять прекратились. 1 февраля прошлого года сообщалось, что в течение двух недель вернуться в Россию могут водители, въехавшие в Польшу до 31 января. Тогда два раунда переговоров — декабрьский в Варшаве и январский в Светлогорске — закончились безрезультатно, и в ходе последней встречи польская делегация вообще прекратила участие в ней через два часа после начала, хотя планировалось заседать два дня; отказалась она встречаться и через несколько недель в Гданьске. И лишь во второй половине февраля наметился
Удивительно, но переговоры о «дозволах» на нынешний год в ноябре прошлого прошли относительно безболезненно, и стороны выдали другу столько же разрешений, сколько и в
Но неожиданно «дозволы», выдаваемые россиянам, подошли к концу уже к осени — при том, что каждый перевозчик не получает пачку разрешений на весь год: ему выдается новое в обмен на использованное старое. Глава транспортного комитета Калининградской
В итоге было принято временное, промежуточное решение: российской стороне достанется 20 тыс «дозволов» для осуществления двусторонних/транзитных перевозок, а польской — 9,5 тыс для перевозок в/из третьих стран. Эти разрешения должны быть выданы до 1 октября, калининградские перевозчики рассчитывают до момента выдачи обойтись оставшимися «дозволами»: по данным Степанюка, сейчас «на руках» у калининградцев находится около 6 тыс таких документов (они действуют 60 дней). Он, кстати, всерьез опасается, что до конца года, пока не начнется выдача «дозволов» на
Но дело на этот раз не только в интересах поляков возить грузы из третьих стран. Как рассказал на заседании в КТПП замруководителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Калининградской области Андрей Литвинов, «польская сторона вообще отказывается решать
Новые же битвы за «дозволы» ожидаются совсем скоро: по подсчетам перевозчиков, 20 тысяч разрешений им хватит приблизительно на полтора месяца. Кроме того, пора договариваться о «дозволах» на 2018 год. И здесь мяч явно на польской стороне: как заметил представитель АСМАП, «если раньше мы поляков зажимали, теперь — они».
Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград»