Автоперевозчики России и Польши терпят убытки и ждут согласования квот

02.02.2016

Российские автоперевозчики не могут вернуться в Россию через Польшу, а польские не могут проехать транзитом через РФ — такая ситуация сложилась из-за отсутствия новых договоренностей по определению квот и выдаче разрешений на автоперевозки между Россией и Польшей и в третьи страны. Автоперевозчики терпят убытки и ждут, когда транспортные ведомства двух стран согласуют квоты. Российский Минтранс рассчитывает договориться с польской стороной в течение нескольких дней.

Движение остановлено

В понедельник движение польских грузовиков через границу РФ и Польши остановилось, как сообщает польское радио ZET. С полуночи на пограничных пунктах в Калининградской области, где пересекали границу польские грузовики, нет ни польских, ни российских большегрузов. В воскресенье границу пересекли в обе стороны около 100 грузовиков.

"Калининградская область небольшая, ее можно пересечь за несколько часов. Похоже, польские водители успели вернуться в Польшу до полуночи", — заявил представитель таможенной службы в Ольштыне Рышард Худы. По его словам, если российские перевозчики попробуют пересечь границу, их также не пропустят на территорию Польши.

Минтранс РФ еще в прошлый четверг сообщил об угрозе прекращения автоперевозок между РФ и Польшей. Как отметило министерство, Польша отказалась давать России конкретные предложения по обмену разрешениями на 2016 год на автоперевозки между странами.

Председатель комитета Калининградской торгово-промышленной палаты по транспорту Леонид Степанюк рассказал, что перевозчики знали о возможных сложностях в переговорном процессе еще в середине прошлой недели, поэтому в субботу и воскресенье транспортные компании выпустили максимальное количество машин, чтобы выполнить свои обязательства. В настоящее время незадействованные большегрузы стоят в гаражах предприятий, владельцы которых ожидают решения.

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, российские транспортные средства, следующие из европейских стран через Польшу, могут выехать с территории Польши до 15 февраля по разрешениям 2015 года, если они въехали на польскую территорию не позднее 31 января.

Перевозчики терпят убытки

Калининградские грузоперевозчики оказались в ловушке из-за нерешенной ситуации по вопросам автоперевозок между Россией и Польшей в третьи страны. Леонид Степанюк полагает, что последствия для самого западного российского региона, не имеющего общих границ с остальной территорией страны, могут быть гораздо серьезнее, чем для остальных российских перевозчиков, транспортных компаний, грузовладельцев и грузоперевозчиков.

"То, что нас, Калининград, опять не выделяют в отдельный раздел переговоров и не учитывают нашу особенность, наверное, это тоже неправильно. Потери для Калининграда будут троекратно выше, чем для остальных грузоперевозчиков или грузовладельцев России. Быстро переориентироваться не получится, будут потери", — пояснил Степанюк.

По его словам, перевозчики уже отправили письмо в Минтранс РФ, региональное правительство с просьбой при решении вопроса с разрешением учитывать так называемый "калининградский фактор".

"В Калининград иностранцы не хотят ехать ввиду того, что плечо короткое, маржа очень низкая. Для нас другой вопрос – нам нужно исполнять перевозки для Калининграда, 70 тысяч в прошлом году сделано, процент перевозок Калининградской области относительно всех российских очень существенен – 30% по обмену с Польшей", — добавил Степанюк.

Минтранс планирует договориться

Минтранс России рассчитывает договориться с Польшей по вопросам автоперевозок в течение нескольких дней, сообщил в понедельник журналистам замминистра транспорта Николай Асаул. Он рассказал, что польская сторона на первой встрече потребовала увеличить число разрешений для своих автоперевозчиков на перевозки грузов в третьи страны более чем в два раза – до 100 тысяч.

"У нас было 45 тысяч годовых разрешений для перевозки грузов в третьи страны. Поляки на первой встрече потребовали 100 тысяч разрешений… Это полная перекройка рынка. Так просто неприлично себя вести", — отметил Асаул.

Он пояснил, что увеличить число разрешений в два раза — это значит уменьшить эту долю у российских перевозчиков. "Это значит, что половина наших перевозчиков, тысячи машин остались бы без работы… Конечно, мы взяли паузу и заявили свою готовность к обсуждению размера квот, но польская сторона посчитала, что они смогут путем шантажа и ультиматума добиться своего", — отметил замминистра.

Асаул рассказал, что рынок автоперевозок составляет существенную часть экономики Польши и польские перевозчики убеждают правительство страны как можно скорее достигнуть согласия и возобновить перевозки, и выразил надежду, что "здравый смысл и интересы бизнеса возобладают над чиновничьими представлениями".

Польша хочет гарантий

Польша хочет получить от РФ гарантию доступа польского транспорта и товаров на российский рынок, заявил вице-министр инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит. По его словам, условия автоперевозок между РФ и Польшей, в том числе транзит в третьи страны, регулируются международным договором 1996 года, и польская сторона не согласна с изменениями, "внесенными в него в декабре россиянами, касающимися перевозок в третьи страны, а также польских товаров". Минтранс РФ ранее сообщал, что требования российского законодательства, вступившие в силу с 2016 года, направлены на упорядочение контроля российских разрешений на автоперевозки грузов в отношении третьих стран и призваны сделать конкуренцию среди автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг честной и прозрачной.

"Мы хотим получить от России гарантию того, что изменения, которые односторонне были приняты российской стороной, касающиеся контроля транспорта и регулирования, не затруднят доступ польского транспорта и товаров на российский рынок. Так, чтобы это не было очередной санкцией для Польши", — сказал вице-министр польскому информационному агентству PAP.

"Мы ожидаем, что российские эксперты выразят готовность подписать протокол, в котором будет указано, что практика автоперевозок будет проходить согласно договору 1996 года и не будет никаких ограничений для доступа польских перевозчиков на российский рынок", — отметил он.

Может пострадать Сербия

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова указала, что большая часть товаров из Польши попала под российское продовольственное эмбарго еще в 2014 году, их доля в ассортименте отечественных сетей сегодня незначительна, однако через польскую границу идут грузы из Сербии.

В крупном российском ритейлере "Дикси" также сообщили, что компания осуществляет транзитные перевозки овощей и фруктов из Сербии через Польшу. "В случае введения запрета сеть будет вынуждена перестроить маршруты доставки, что повлечет за собой удлинение логистического плеча", — сказали в "Дикси".

"Доля товаров, производимых в Польше, в ассортименте незначительна, так как на их поставку введено эмбарго. При этом возникли трудности с переездом польской границы для транспорта с продукцией из Сербии", — подтверждает представитель другой торговой сети.

Источник: ria.ru