Таможня автоматизировала, автоматизировала, да недоавтоматизировала

09.11.2015

Федеральная таможенная служба разработала новый комплекс программных средств «Портал морской порт», который наконец-то должен доказать всем, что «единое окно» в России существует. На самом деле, новым это программное средство можно назвать лишь условно.

Почти два года назад ФТС разработала прототип единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска под названием «Портал «Морской порт».

Тестирование прототипа портала началось 10 февраля 2014 года в Новороссийской таможне, а затем продолжилось в Находке, Владивостоке, Калининграде и Усть-Луге. Основной задачей этого эксперимента было создание информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с иными государственными контрольными органами, администрацией порта, представителями портовых служб и участниками внешнеэкономической деятельности в процессах перевозки и обработки товаров в морских и речных портах.

По свидетельству экспертов, с лета 2013 года на его создание потрачено уже около 55 млн. бюджетных рублей, при этом экспертам, да и таможенникам, недостатки прототипа портала стали очевидны почти сразу: странная практика внедрения методов контроля автомобильного транспорта для проверки морских судов, неумение работать с входящими электронными сообщениями в международных стандартах, отсутствие межведомственного информационного взаимодействия. Однако через год после внедрения эксперимента, таможенное ведомство отчиталось о его эффективности, успокаивая общественность обещаниями, что совсем скоро разработает полноценный портал, в котором все недостатки будут устранены. И вот в конце октября 2015 года таможенники бодро рапортовали о создании обновлённого комплекса программных средств – его полнофункциональной версии.

Как следует из текста итоговой версии проекта «Технологии работы участников информационного взаимодействия в процессах перевозки и обработки товаров в морском (речном) порту», данная технология, основанная на механизмах «Единого окна», предусматривает «безбумажное» оформление судов и перевозимых на них грузов с целью сокращения времени обработки их прибытия и убытия, а также повышения эффективности работы государственных контрольных органов. Кроме того, технология предусматривает поэтапное предоставление сведений о товаре, грузах и судне, в том числе, перевозчиками на разных стадиях по мере получения информации и подготовки документов. И хотя электронные документы, подписанные электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, технология предусматривает в качестве временной меры возможность работы и с бумажными документами: при отсутствии электронных документов они могут быть предоставлены в бумажном виде. В последнем случае судовое дело в КПС «Портал Морской порт» будет формироваться в ручном режиме.

По словам таможенников, озвученным на совещании 2 ноября, в новом КПС будут объединены комплекс программных средств КПС «МПП» (Комплекс программных средств таможенного контроля в морском пункте пропуска, - прим. ред.) и «Портала Морской порт». Кроме того, новая версия КПС, в отличие от старой, позволит участникам ВЭД подавать сведения при убытии судна. По информации ФТС, тестирование КПС начнётся в последней декаде ноября, и тогда же представители ведомства планируют объезжать порты с демонстрацией работы портала. К сожалению, на совещании таможенники признали: находящиеся в порту пограничники так не имеют доступа к порталу, так как не имеют доступа в интернет, а взаимодействие ФТС и пограничной службой возможно только через СМЭВ (систему межведомственного взаимодействия, - прим. ред.).

Можно ли действительно называть обновлённую технологию полнофункциональной версией или даже прототипом «единого окна», мы попросили пояснить Владимира Коростелёва, руководителя рабочей группы по мониторингу морских пунктов пропуска координационного совета при комитете Госдумы по транспорту:

- Содержание указанного документа свидетельствует, что отечественная ФТС сохраняет в неизменной форме методы таможенного контроля транспортных средств и грузов, свойственные советской таможне в 30-е годы прошлого века. Во-первых, в качестве основной формы государственного контроля сохраняется проверка бумажных документов. Во-вторых, заблаговременное представление предварительной информации о судне и грузе не освобождает перевозчиков о последующей проверке бумажных документов на борту судна. В-третьих, если механизм «единого окна» предполагает ОДНОКРАТНОЕ представление документов и сведений одному контрольному органу, то портал ФТС «Морской порт» помимо сохранения бумажных документов предполагает ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ представление документов и сведений, а затем ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ их представление. При убытии судна вся бюрократическая чехарда повторяется: подготовка и представление ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПДС на убытие, затем ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПДС на убытие.

То есть ни о каком однократном представлении информации, как это должно быть в механизме «единого окна», речи не идёт.

- Такое впечатление, что ФТС не понимает элементарного: пароход из Гамбурга идет до Петербурга 60 часов (2,5 суток), - пояснил нам эксперт,- Информация перевозчиком должна быть представлена в замечательный портал за 24 часа. Таким образом, несчастный перевозчик только для того, чтобы судно вошло в порт и разгрузилось, должен успеть за 1,5 суток без сна и отдыха ввести в 2 электронные системы одни и те же данные по 300-1000 грузовым единицам, размножить в 2-3 экземплярах около 70 форм бумажных документов, а в замечательный портал «Морской порт» завести данные аж 2 раза и после этого бежать встречать комиссию, везти ее на борт судна, дарить подарки и кормить обедом. При этом в нарушение международной конвенции после всего поданного и представленного требуется при прибытии судна представить бумажные копии коносаментов в 3 экземплярах при прибытии (1000 контейнеров = 3000 страниц), и в 1 экземпляре при убытии (1000 контейнеров = 1000 страниц) – на КАЖДЫЙ пароход. Зачем им это нужно? Стандартный ответ: «А чтоб было» или «так написано в таможенном кодексе». А зачем на самом деле? Численность таможенников в нашей стране около 60 тыс. человек. А есть еще и другие государственные контрольные органы. Их всех надо чем-то занять. Поэтому и автоматизация государственного контроля, проводимая силами самих госорганов, принимает такие уродливые формы.

Но, несмотря на то, что всем усилия ФТС больше напоминают имитацию бурной деятельности, таможенное ведомство гордится своими модернизационно-иновационными достижениями и имеет в планах внедрить новую старую технологию в работу всех российских портов уже в самом ближайшем будущем. Правда, на законодательном уровне обязательное предварительное информирование на морском транспорте таможенники готовы внедрить не раньше октября 2016 года. Как говорится, обещанного три года ждут.

Источник: ПРОВЭД.РФ